1. Общие положения.1.1. Классный руководитель содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности ребенка. Для чего:- Изучает особенности развития, состояния здоровья, эмоциональное самочувствие, жизненные проблемы, руководствуясь правилом: чтобы воспитывать ребенка, надо его знать.- Изучает склонности, интересы, сферу дарований воспитанника, знакомит с ними его самого, вместе подбирая виды деятельности, через которые можно эти дарования развить (кружки, факультативы, объединения по интересам).- Корректирует межличностные связи в классе, по мере сил гуманизируя отношения (в особенности к классным изгоям и отверженным).- В индивидуальных беседах, в ходе психологических тренингов привлекает детей (в особенности с «трудным» поведением) к самоанализу, помогает им понять себя, привлекает к самовоспитанию, к самоуправлению.- Старшеклассникам помогает найти цели жизни, подводит к осознанному выбору профессии.1.2. Цели воспитательной деятельности классного руководителя:- Создание психолого-педагогических условий для своевременного выявления и оптимального развития задатков и способностей детей (условия защищенности, безопасности, эмоционального комфорта).- Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности воспитанников как источника социально приемлемого опыта жизни: знаний, умений и навыков саморазвития, самоопределения и самореализации в настоящей и будущей взрослой жизни.- Организация социально ценных отношений и переживаний воспитанников в классном сообществе.1.3. Классный руководитель осуществляет работу по развитию сплоченного классного коллектива:- Помогает в организации классной деятельности ребят: досуговых дел, тематических вечеров, трудовых акций с целью гуманизации межличностных отношений.- Участвует с классным коллективом в общешкольных мероприятиях, в трудовых десантах, воспитывая ответственность, приучая к сотрудничеству и взаимопомощи.- Развивает и совершенствует классное самоуправление, приучая к самоорганизации, развивая умение отстаивать свою точку зрения, принимать решения, где необходимо – идти на компромисс.- Изучает на классных часах вопросы прав человека, поощряет готовность детей отстаивать справедливость, защищать себя и свой коллектив от грубости, произвола и насилия в любой форме и от кого бы то ни было.1.4. Классный руководитель осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности:- Помогает отдельным учащимся в преодолении учебных проблем на уроке или при выполнении домашних заданий, консультирует родителей.- Поощряет и по возможности организует взаимопомощь в учебе, помогает отдельным учащимся преодолеть непонимание и конфликты с педагогами.- Организует и участвует в педконсилиумах по учебным и психологическим проблемам учащихся, при необходимости посещает уроки учителей-предметников.- Способствует развитию познавательных интересов при помощи классных часов, предметных олимпиад, недель, кружков.- Содействует профессиональному самоопределению выпускника, подводит его к осознанному выбору профессии, дальнейшего образования.- Содействует получению дополнительного образования воспитанников через систему кружков, спортивных секций, творческих или трудовых объединений, существующих в школе или по месту жительства, памятуя о том, что для детей с проблемами в учебе эти виды занятости могут быть единственным условием самореабилитации и предупреждения девиантного поведения.1.5. Классный руководитель:- отвечает за отработку летней трудовой практики учащихся своего класса, доведя до всех учащихся и их родителей графики отработки и проконтролировав выполнение этих графиков.- Проводит родительские собрания, дает консультации, привлекает родителей к помощи школе.- Организует дежурство, коллективную уборку класса, мобилизует усилия детей и родителей для ремонта класса, школы, ведет установленную документацию, осуществляет учет посещаемости занятий и информирует о ней родителей.- Предпринимает необходимые меры для предупреждения опасности для жизни и здоровья учащихся во время их пребывания в школе. Немедленно сообщает администрации и родителям о всех ЧП, имеющих потенциальную и реальную опасность для воспитанников.- Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний.- Осуществляет повышение своего профессионального уровня, своевременно участвует в аттестации.2.Общие требования к объему и качеству работы классного руководителя2.1. Минимальное рабочее время, которое классный руководитель обязан посвящать воспитанникам в течение недели – 2,5 часа, что составляет 13% от ставки учителя.2.2. Классный час проводится 1 раз в неделю по расписанию.2.3. Количество воспитательных мероприятий – не менее 2 дел в месяц, одно из которых может быть общешкольным. Мероприятие должно быть хорошо подготовлено, его программа (сценарий) и другие материалы хранятся педагогом в течение года и предоставляются в случае необходимости администрации при отчете за учебный год.2.4. Количество родительских собраний – не менее одного в четверть.2.5. Содержание, объем, технология и конкретные цели деятельности с конкретным классом должны быть заложены в плане воспитательной работы на учебный год.2.6. Отчеты о проделанной работе предоставляются администрации по окончании учебного года по установленному графику.2.7. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.3. Права классного руководителя3.1. Классный руководитель имеет право:3.1.1. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, Совета школы, профсоюзных и других органов школы.3.1.2. выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.3.1.3. Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь гуманным принципом «не навреди».3.2. Классный руководитель не имеет права:3.2.1. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом.3.2.2. Использовать отметку для наказания ученика.3.2.3. Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение.4. Классный руководитель должен знать- Закон РФ «Об образовании»;- Конвенцию о правах ребенка;- Педагогику детскую, возрастную, социальную психологию;- Школьную гигиену;- Педагогическую этику;- Теорию и методику воспитательной работы;- Основы трудового законодательства.5. Классный руководитель должен уметь- Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример активности и ответственности. - Видеть и формулировать свои воспитательные цели. - Составить план воспитательной работы в классе. - Организовать классную деятельность, взаимодействие воспитанников, провести воспитательные мероприятия: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер. - Анализировать собственную деятельность и ее результаты.- Организовать и провести родительское собрание.- Пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе. |